Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Доступная (безбарьерная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Нормативные акты международного и федерального значения

Нормативные акты местного самоуправления

Локальные акты МБДОУ


Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Для проведения практических занятий в МБДОУ имеются: групповые помещения, музыкально-физкультурные залы, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога.

В групповых помещениях создана коррекционно-развивающая среда, функционирующая как комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья для общения со сверстниками и взрослыми, становления его социальной компетентности, формировании мобильности и общественной активности.

Музыкально-физкультурные залы в МБДОУ предназначены для проведения музыкальных занятий с воспитанниками, праздничных утренников, вечеров развлечений, совместных мероприятий с родителями воспитанников и воспитателями, а также для консультирования, диагностической и индивидуальной работы с детьми. Залы оснащены современным оборудованием: интерактивный комплекс, пианино, акустическая система; учебно-методическими материалами: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты. В залах также имеется оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда оборудованы: техническими средствами обучения (интерактивный комплекс, аудиосистемы для коллективного и индивидуального пользования, программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями "Сова") и коррекционным оборудованием (массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, релаксационное и сенсорное оборудование, дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой МБДОУ).

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения, проектная деятельность, метод моделирования, деятельностный подход, сказкотерапия, театрально-игровая деятельность, здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, разминка для пальцев, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, релаксационные паузы, психогимнастика, музыкотерапия, пальцевый массаж.

Во время образовательного процесса используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.


Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей, в МБДОУ оборудованы музыкально-физкультурные залы, в которых проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале есть все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и СанПиН. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.


Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников МБДОУ в соответствии с их возрастными особенностями.


Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 235 разработаны Паспорта доступности (по корпусам), согласно которым:

  1. Корпус 1 (пр. Чехова, 45а) – объект признан условно доступным для категорий инвалидов с нарушениями слуха и нарушениями умственного развития. Для инвалидов на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения – не доступен.
    • Территория, прилегающая к зданию: Вход на территорию объекта осуществляется через калитку в воротах, имеется информационная табличка с названием объекта, режимом работы и адресом, продублирована шрифтом Брайля.
    • Пути движения на территории: Покрытие пешеходного пути на территории участка имеет неровную поверхность с зазорами и выбоинами.
    • Входы в здание: Вход на объект (лестничные марши) не доступен для инвалидов и других маломобильных групп населения. Краевые ступени на лестничном марше в подъезде выделены цветом. Лестничный марш не продублирован пандусом. Невозможно приспособить вход в здание для инвалидов на кресле-коляске без работ, требующих конструктивные изменения здания (ввиду затрагивания несущих стен, и требующих реконструкции части здания (расширение путей движения).
    • Пути движения внутри здания: Доступны частично избирательно следующим категориям инвалидов – с нарушением слуха, с нарушениями умственного развития.
    • Зона целевого назначения: Зона обслуживания отсутствует.
    • Санитарно-гигиенические помещения: На объекте санитарно-гигиенические помещения не предусмотрены для инвалидов на кресле-коляске, с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
  2. Корпус 2 (ул. М. Горького, 217/60) – объект признан условно доступным для категорий инвалидов с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями умственного развития. Для инвалидов на креслах-колясках, с нарушениями зрения – не доступен.
    • Входы в здание: Невозможно приспособить вход в здание для инвалидов на кресле-коляске без работ, требующих конструктивные изменения здания (ввиду затрагивания несущих стен) и требующих реконструкции части здания (расширение путей движения).

Сотрудники МБДОУ прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование".


Специальные условия питания

В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", примерным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.


Специальные условия охраны здоровья

Между МБДОУ и МБУЗ "Детская городская поликлиника № 2 города Ростова-на-Дону" заключен договор о сотрудничестве в целях создания благоприятных условий воспитательно-образовательного процесса, снижения и предупреждения заболеваемости среди воспитанников. В каждом из корпусов имеется медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с нормативными требованиями. Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня), витаминотерапия, вакцинопрофилактика. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.


Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ создано информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для слабовидящих. Локальная сеть состоит из кабельной сети и Wi-Fi. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг с оператором связи ПАО "Ростелеком".

Интернет используется для следующих целей: информационной поддержки и создания творческих работ педагогов и воспитанников МБДОУ (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований); работы с компьютерными справочниками, электронными библиотеками; поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов; самообразования педагогов МБДОУ; участия в онлайн-коференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МБДОУ; просмотров познавательно-образовательных программ для воспитанников (в том числе группы компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований).


Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы в образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции.


Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи): интерактивный комплекс, интерактивный песочный стол, робототехнические наборы.


Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Наличие общежития и интернатных групп в структуре МБДОУ не предусмотрено.

01 minobrnaukiminnauki02_gu04_potrebnadzor05_mchs08_pravogovru13_busgovru07_rosobrnadzor
09_11210_minobrro11_gerb-rnd12_rostobrnadzor14_ros_obrazovanienavigator-detiuornd